§ XL
ЛОЖНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПОЛЬЗЕ
Одним из источников ошибок и несправедливостей являются ложные понятия о пользе, которые создают себе законодатели. Ложно понятие о пользе, когда отдельные неудобства считаются более важными, чем общие, когда чувствам приказывают вместо того, чтобы их возбуждать, когда говорят логике: служи! Ложно понятие о пользе, когда ради воображаемого или незначительного неудобства приносится в жертву тысяча действительных выгод; когда отнимают от людей огонь, потому что от него пожары, и воду, потому что в ней тонут; когда зло исправляется только путём разрушения. †3аконы, запрещающие ношение оружия, принадлежат к такого рода законам. Они обезоруживают только тех, кто не склонен и не решится на преступление. Но люди, не боящиеся нарушить самые священные законы человечества, самые важные постановления Уложения, станут ли уважать менее важные и совершенно произвольные законы, которые так легко нарушить и остаться безнаказанным, точное следование которым лишает человека личной свободы, самой дорогой для него и для просвещенного законодателя, и подвергает невинного всем тем бедствиям, которые должны падать на виновного? Эти законы ухудшают положение тех, кто подвергается нападению, и улучшают его тем, кто нападает. Они не уменьшают, а увеличивают число убийств, потому что увереннее можно напасть на безоружного, чем на вооруженного. Такие законы не предупреждают преступлений, а боятся их, они возникают под шумным впечатлением отдельных событий, а не вследствие разумного обсуждения выгод и невыгод, которые может породить закон, имеющий общее значение.†
Ложно понятие о пользе, когда среди множества чувствующих существ хотят установить симметрию и порядок, свойственный грубой и неодушевленной материи, когда, пренебрегая побуждениями ближайшими, которые только и действуют на людей постоянно и с силой, предпочитают побуждения отдалённые. А эти производят самое мимолётное и слабое впечатление, если сила воображения, редко встречающаяся у людей, не восполнит отдалённость предмета его увеличением.
Ложным, наконец, является понятие о пользе, когда, принося существо дела в жертву словам, противопоставляют благо общественное благу всех частных лиц. Между жизнью в обществе и естественным состоянием различие состоит в том, что человек дикий наносит вред другим, поскольку это полезно для него самого, тогда как дурные законы побуждают иногда человека, живущего в обществе, причинять обиду другим без всякой пользы для себя. Деспот вселяет страх и уныние в души своих рабов, но этот страх и уныние отражаются на нем самом с ещё большей силой. Чем более ограниченному составляющему семью числу лиц внушается страх, тем меньшей опасности подвергается вызывающий его и находящий в этом своё счастье. Но чем публичнее действует страх, чем большее число людей охватывается им, тем скорее найдется неразумный, или отчаянный, или осторожно-смелый человек, который использует других в своих целях. Он пробудит в них наиболее дорогие чувства, тем более соблазнительные, чем на большее число лиц распространяется опасность предприятия и чем меньше, в соответствии с их жалким положением, ценят несчастные своё собственное существование. Одна обида порождает другую, потому что ненависть является чувством более длительным, чем любовь. В то время как первая черпает свою силу в продолжении действий, вторая теряет её от этого.